Люди, которые сталкиваются с нарушениями речи встречаются с различными специальными терминами. Что же они обозначают? Давайте вместе разберемся.

А

Аграмматизм – нарушение речи, выражающееся в неправильном использовании  грамматической системы языка. Наблюдается потеря предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже.

Автоматизация звука - один из этапов при исправлении неправильного звукопроизношения. Формирование правильного произношения звука в связной речи.

Агрессивное поведение – враждебные действия, которые могут нанести физический или моральный ущерб другому человеку.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, нуждающиеся в специальных условиях воспитания и обучения.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и интеллекте. Причина – неблагоприятное воздействие на речевые области больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребёнком в доречевой период жизни.

           Алалия может быть моторная – затруднено овладение словарём и грамматическим строем языка при сохранном понимании речи.

Алалия сенсорная - нарушается понимание речи окружающих при сохранном  слухе -  это является первопричиной недоразвития речи.

Алексия – неспособность овладеть процессом чтения.

Амнезия – расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

Артикуляционная гимнастика -  специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе.

Аудиометрия – измерение остроты слуха путем определения порогов восприятия звуков разной частоты.

Аутизм – состояние, характеризующееся  погружением в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с реальностью, утратой интереса к реальной жизни.

Анартрия – нарушение артикуляции, делающее практически невозможной речь из-за паралича речедвигательных мышц. Тяжелая форма дизартрии.

Асфиксия новорожденных – кислородное голодание плода в момент родов.

Афония - отсутствие звучного голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Афазия - полная или частичная утрата речи при сохранной функции артикуляционного аппарата и слуха, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга.

Б

Барьер общения - психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию. Как правило, барьер общения возникает между человеком с дефектом речи и его собеседником. (При этом собеседник впервые слышит дефектную речь данного человека.)

Брадилалия – нарушение речи, выражающееся в патологически замедленном темпе речи.

В

Вербальный - 1) словесный, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.

Вокальный - исполняемый голосом; певческий.

Г

Гаммацизм – нарушение произношения звуков [Г,Г’].

Гнусавость – носовой оттенок голоса. Может наблюдаться при ринолалии.

Гиперкинез – насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

Гидроцефалия – водянка головного мозга; заболевание, характеризующееся избыточным скоплением жидкости в головном мозге.

Грамматика – изучает формы словоизменения, словообразования, типы предложений.

Д                                                   

Дефект – физический или психический недостаток.

Дети с нарушениями речи – дети с сохранным слухом и интеллектом, с недостатками в развитии речи.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте; характеризуется двигательными нарушениями: параличами, слабостью мышц, нарушением координации, непроизвольными движениями. Вызван поражением или травмой участка головного мозга, контролирующего движения мышц, до родов, во время родов или сразу после них.

Дисграфия – нарушение письма; наблюдаются стойкие ошибки: искажения и замены букв, нарушения слитности написания отдельных слов, аграмматизмы на письме.

Дислалия – нарушение звукопроизношения; как правило, сопровождается нарушением письменной речи.

Дислексия – нарушение чтения; может быть замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата; наблюдается затрудненное произношение, т.к.ограничена подвижность органов речи.

Дисфония -  расстройство голоса. Голос есть, но страдает необычным тембром, слабостью и прерывистостью. Возникает, как следствие органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

З

Заикание – сложное нарушение речи, характеризуется расстройством ритма и плавности судорожными запинками.

Задержка речевого развития (ЗРР) - нарушение нормального темпа психического развития; ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста. Часто встречается у левшей.

И

Импрессивная речь - восприятие, понимание речи. Импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а импрессивная речь письменная - в зрительном восприятии текста (чтении).

Интонация – характеризует просодику речи (силу, высоту, темп, тембр, мелодика).         Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи. (При ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования; доступность образования для всех детей, в том числе для детей с особыми потребностями; дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инсульт -  вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы; нарушается речь.

Инфантилизм  – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих раннему возрасту.

 К

Каппацизм – нарушение произношения звуков [К, К’].

Картавость – нарушение произношения звуков [Р, Р’].

Косноязычие – устаревшее название нарушения произношения звуков.

Л

Ламдацизм – нарушение произношения звуков [ Л, Л‘].

Леворукость – использование левой руки при выполнении целенаправленных действий.

Лексика – общность слов, входящих в состав языка.

Лексико-грамматический строй – включает в себя лексику и грамматику.

Логопедия – наука, которая изучает изучение развитие речи в норме, недостатки речи, занимается разработкой путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.

Логопед -  специалист со специальным высшим образованием, занимающийся изучением, диагностикой и устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Логофобия – боязнь говорить.

Логоневроз – невроз; проявляется в форме расстройства речи (заикание).

М

Мимико-жестовая речь – общение  с помощью жестов.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – нарушение функции центральной нервной системы вследствие микроповреждений головного мозга.

Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Моторика  – двигательные функции организма человека.

Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мнемотехника - приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.

Мутизм - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях.

Н

Нарушение структуры слова – искажение порядка слогов, сокращение их числа, ошибки в воспроизведении стечения согласных звуков.

Нарушение речи – расстройство речи.

Нёбная расщелина - аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей нёба, приводит к нарушению сосания, глотания и речи.

Нёбо мягкое - задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба.

Нёбо твёрдое - часть нёба, имеющая твёрдую костную основу.

О

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – включает в себя нарушения: звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, недостаточность словаря, часто – слоговой структуры слова.

Органы артикуляции – язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Правильная артикуляция обеспечивает чистую речь.

Ортодонтия - занимается исправлением неправильно расположенных зубов, коррекцией прикуса; дословно ортодонтия означает «ровные зубы».

 П

Постановка звука - создание при помощи специальных приёмов правильной артикуляции. Сложный, многоплановый процесс. Делается исключительно под руководством специалиста - логопеда.

Прикус - соотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Персеверация – упорное повторение какого-либо слова в устной или письменной речи.устойчивое

Р

Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка.

Ринолалия (гнусавость) – нарушение тембра голоса (носовой оттенок) и звукопроизношения.

Ринофония - изменение только тембра голоса (носовой оттенок), звукопроизношение не нарушено.

Ротацизм - нарушение произношения звуков [Р,Р'].

С

Сензитивный период – этап развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения какого-либо вида деятельности.

Сигматизм – нарушение произношения свистящих [C,C’,З,З’,Ц] и шипящих [Ш,Ж,Ч,Щ] звуков.

Словарь активный – запас слов, используемых в устной речи.

Словарь пассивный – запас слов, понимаемых человеком, но не используемых в устной речи. Может использоваться в письменной речи.

Спонтанная речь – непроизвольная речь.

Судороги речевые – непроизвольные сокращения и расслабления мышц (клонические судороги – кратковременные, тонические – длительные сокращение мышц вследствие одного импульса).

Сурдопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

Т

Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.

Темп речи – скорость речи; может измеряться количеством слов в единицу времени.

Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с глубоким нарушением речи.

Тремор – непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела.

У

Уздечка языка – подъязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [Ш,Ж,Р,Л].

Уранопластика – операция по устранению расщелины твердого нёба.

Ф

Фонематический слух – способность к различению звуков (фонем). Необходим для успешного овладения чтением и письмом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение произношения звуков и фонематического слуха.

Фонетическое недоразвитие (ФН) – нарушение произношения звуков.

Фонастения – нарушение голосообразования. Часто – следствие голосовой нагрузки.

Х

Хейлопластика  операция по устранению расщелины верхней губы.

Хиттизм – нарушение произношения звуков [Х,Х’].

Э

Экспрессивная речь – активное устное или письменное высказывание.

Эхолалия – автоматическое повторение услышанных слов. Вместо слов человек повторяет обращенный к нему вопрос.

 

2010 © logoraduga.ru

Создание сайтов Серпухов